Гармоничная сексуальная жизнь человека - это достаточно редкое явление. Нет ни одного человека, у которого сексуальное становление проходило бы одинаково и относительно благополучно. Особенное значение имеют взаимоотношения между родителями и степень их теплоты и внимания к своему ребенку. Вот типичные истории неблагополучия сексуального становления детей:Моя подруга, мать 13-летней дочери, пришла с родительского собрания огорченная. Чуть ли не все девочки из класса красятся, вызывающе одеваются, крутят романы со старшеклассниками, и ее дочь Маша - не исключение. Выпороть? Запереть?..
Я напомнила подруге, что мы c ней тоже красились и носили мини. А потом объяснила ей, что нужно видеть разницу между нормальным проявлением сексуального развития и так называемой ранней сексуализацией, свидетельствующей о неблагополучии ребенка.
Многие подростки ведут себя вызывающе, но, на самом деле, - это игра, проявление подростковой демонстративности, то есть норма. Да и определенный уровень интереса и осведомленности в сексе свидетельствует о благополучном эмоциональном развитии подростка.
Ранняя сексуализация - это совсем другое: когда подросток или маленький ребенок (в тяжелых случаях совсем маленький - семи-десяти лет) слишком много говорит о сексе, а зачастую живет сексуальной жизнью, как взрослый. Не надо думать, что он "испорченный", плохой. Он глубоко несчастен.
Таких детей выделяет из числа сверстников чрезмерность в сексуальных проявлениях, то, что мы называем озабоченностью. Их игры, фантазии наполнены сексуальным содержанием.
Они навязчиво демонстрируют свою осведомленность приятелям. В отношениях со взрослыми могут искать тесного телесного контакта: прижимаются, виснуть.
Как отличить здоровую сексуальность от ранней сексуализации? Подскажет ощущение "чересчур", "слишком". В школе отметят, что подросток плохо учится, вообще ни на чем не может сосредоточиться - не только на учебе. Заметно, что ребенок закрыт, излишне тревожен.
Так что же это? За маской сексуального поведения скрывается одинокий и эмоционально травмированный ребенок. Ранняя сексуализация - это псевдосексуальное поведение, психологическая защита. Сексуальные отношения не приносят ребёнку такого же удовольствия и наслаждения, как взрослым, а дают лишь передышку от непомерной тревоги, возбуждения,
страха, агрессии. Половой акт - это бегство от психологических проблем.
В чём же заключаются причины ранней сексуализации? Однажды ко мне на прием (рассказывает сексолог) пришла красивая девочка 13-ти лет. Родители ее - довольно состоятельные люди, давно разошлись, а ребенка оставили с бабушкой и дедушкой. Папа и мама материально обеспечивали свою дочь, но почти не общались с ней. Девочка очень страдала от отсутствия родительской теплоты. В 11 лет на вечеринке у нее случился первый сексуальный опыт - с молодым человеком из старшей компании. После этого партнеры сменялись один за другим. Девочке нравилось, что ею интересуются взрослые мужчины, она хвасталась подарками и успехом у противоположного пола. Но в ходе терапии вместо "опытной женщины" перед сексологом предстал наивный, испуганный, нуждающийся в заботе ребенок, которого слишком рано выдернули из детства. Секс заменил ей близкие отношения с родителями. Одной из главных причин ее ранней сексуализации стала тоска по родительской любви.
Такие дети - и девочки, и мальчики, страдающие от одиночества и заменяющие его сексом, - часто становятся жертвами раннего вовлечения в сексуальные отношения.
Для них это единственный способ найти "заботливого друга". К тому же секс, как атрибут взрослой жизни, подпитывает их фантазии о своей значимости и желанности.
Причиной ранней сексуализации могут стать конфликтные отношения в семье, развод родителей, смерть близкого человека, психологические и физические травмы и, конечно, изнасилование. И еще. Часто молодые матери по разным причинам рано выходят на работу, поручая заботу о новорожденных няням и бабушкам. Это тоже может привести к хроническому дефициту эмоциональных отношений с матерью и ранней сексуализации.
Проблему решить нелегко и зачастую под силу только психологу или психотерапевту.
Чем раньше взрослые забьют тревогу, тем быстрее и успешнее можно вернуть ребенка к нормальной жизни и предотвратить возможную трагедию.
По данным немецких учёных (К. Штарке, В. Фридрих - 1991) при нормальном сексуальном становлении девушки начинают половую жизнь с 16 -18 лет, а юноши отстают в среднем на 1- 2 года.
Данная ранняя сексуализация имеет семейно-социальные причины, но имеет место и относительно ранняя сексуализация по причине чувственного удовольствия, наслаждения, переживаемого при первых оргазмических ощущениях. По данным тех же немецких исследователей, средний возраст девушек, первый раз испытавших оргазм, - 17,0 лет. Средняя величина
отклонения - 1,9 лет. В 13 лет испытали оргазм - 2% девушек. В 14 - 5%.
Я напомнила подруге, что мы c ней тоже красились и носили мини. А потом объяснила ей, что нужно видеть разницу между нормальным проявлением сексуального развития и так называемой ранней сексуализацией, свидетельствующей о неблагополучии ребенка.
Многие подростки ведут себя вызывающе, но, на самом деле, - это игра, проявление подростковой демонстративности, то есть норма. Да и определенный уровень интереса и осведомленности в сексе свидетельствует о благополучном эмоциональном развитии подростка.
Ранняя сексуализация - это совсем другое: когда подросток или маленький ребенок (в тяжелых случаях совсем маленький - семи-десяти лет) слишком много говорит о сексе, а зачастую живет сексуальной жизнью, как взрослый. Не надо думать, что он "испорченный", плохой. Он глубоко несчастен.
Таких детей выделяет из числа сверстников чрезмерность в сексуальных проявлениях, то, что мы называем озабоченностью. Их игры, фантазии наполнены сексуальным содержанием.
Они навязчиво демонстрируют свою осведомленность приятелям. В отношениях со взрослыми могут искать тесного телесного контакта: прижимаются, виснуть.
Как отличить здоровую сексуальность от ранней сексуализации? Подскажет ощущение "чересчур", "слишком". В школе отметят, что подросток плохо учится, вообще ни на чем не может сосредоточиться - не только на учебе. Заметно, что ребенок закрыт, излишне тревожен.
Так что же это? За маской сексуального поведения скрывается одинокий и эмоционально травмированный ребенок. Ранняя сексуализация - это псевдосексуальное поведение, психологическая защита. Сексуальные отношения не приносят ребёнку такого же удовольствия и наслаждения, как взрослым, а дают лишь передышку от непомерной тревоги, возбуждения,
страха, агрессии. Половой акт - это бегство от психологических проблем.
В чём же заключаются причины ранней сексуализации? Однажды ко мне на прием (рассказывает сексолог) пришла красивая девочка 13-ти лет. Родители ее - довольно состоятельные люди, давно разошлись, а ребенка оставили с бабушкой и дедушкой. Папа и мама материально обеспечивали свою дочь, но почти не общались с ней. Девочка очень страдала от отсутствия родительской теплоты. В 11 лет на вечеринке у нее случился первый сексуальный опыт - с молодым человеком из старшей компании. После этого партнеры сменялись один за другим. Девочке нравилось, что ею интересуются взрослые мужчины, она хвасталась подарками и успехом у противоположного пола. Но в ходе терапии вместо "опытной женщины" перед сексологом предстал наивный, испуганный, нуждающийся в заботе ребенок, которого слишком рано выдернули из детства. Секс заменил ей близкие отношения с родителями. Одной из главных причин ее ранней сексуализации стала тоска по родительской любви.
Такие дети - и девочки, и мальчики, страдающие от одиночества и заменяющие его сексом, - часто становятся жертвами раннего вовлечения в сексуальные отношения.
Для них это единственный способ найти "заботливого друга". К тому же секс, как атрибут взрослой жизни, подпитывает их фантазии о своей значимости и желанности.
Причиной ранней сексуализации могут стать конфликтные отношения в семье, развод родителей, смерть близкого человека, психологические и физические травмы и, конечно, изнасилование. И еще. Часто молодые матери по разным причинам рано выходят на работу, поручая заботу о новорожденных няням и бабушкам. Это тоже может привести к хроническому дефициту эмоциональных отношений с матерью и ранней сексуализации.
Проблему решить нелегко и зачастую под силу только психологу или психотерапевту.
Чем раньше взрослые забьют тревогу, тем быстрее и успешнее можно вернуть ребенка к нормальной жизни и предотвратить возможную трагедию.
По данным немецких учёных (К. Штарке, В. Фридрих - 1991) при нормальном сексуальном становлении девушки начинают половую жизнь с 16 -18 лет, а юноши отстают в среднем на 1- 2 года.
Данная ранняя сексуализация имеет семейно-социальные причины, но имеет место и относительно ранняя сексуализация по причине чувственного удовольствия, наслаждения, переживаемого при первых оргазмических ощущениях. По данным тех же немецких исследователей, средний возраст девушек, первый раз испытавших оргазм, - 17,0 лет. Средняя величина
отклонения - 1,9 лет. В 13 лет испытали оргазм - 2% девушек. В 14 - 5%.
15 - 10%. 16 - 23%. 17 - 24%. 18 - 18%. 19 -10%. 20 - 5%. В 21 год и старше - 3%.
У юношей в 70% случаев первый оргазм происходит спонтанно, в виде ночных поллюций, в 16-17 лет, и только у 6% - при содействии девушки или женщины. И, наоборот, у 76% девушек первый оргазм случился с партнёром. Эти факты говорят о ранней привлекательности девушек для юношей и мужчин и поздней привлекательности юношей для девушек и женщин.
Первые половые акты созревающих девушек и юношей, как правило, начинаются с несмелых объятий и манипуляций с эрогенными зонами. Ласки, поглаживания, давление составляют основу такого сексуального действия, как петтинг - преднамеренного получения оргазма путём искусственного возбуждения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. (<<Сексопатология>>. Под ред. проф. Г. С. Васильченко, 1990г.). Стимуляцию половых органов предваряет у молодых людей интроитус в следующих возрастных рамках: в 12 лет - 2% юношей и 1% девушек.
У юношей в 70% случаев первый оргазм происходит спонтанно, в виде ночных поллюций, в 16-17 лет, и только у 6% - при содействии девушки или женщины. И, наоборот, у 76% девушек первый оргазм случился с партнёром. Эти факты говорят о ранней привлекательности девушек для юношей и мужчин и поздней привлекательности юношей для девушек и женщин.
Первые половые акты созревающих девушек и юношей, как правило, начинаются с несмелых объятий и манипуляций с эрогенными зонами. Ласки, поглаживания, давление составляют основу такого сексуального действия, как петтинг - преднамеренного получения оргазма путём искусственного возбуждения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. (<<Сексопатология>>. Под ред. проф. Г. С. Васильченко, 1990г.). Стимуляцию половых органов предваряет у молодых людей интроитус в следующих возрастных рамках: в 12 лет - 2% юношей и 1% девушек.
В 13 лет - 5% и 2% соответственно, 14 - 15% и 11%, 15 - 23% и 21%,
16 - 27% и 29%, 17 - 15% и 21%, 18 - 7% и 9%, 19 - 2% и 3%, 20 - 2% и 2%, 21 - 2% и 1%.
Таким образом, прослеживается пик сексуальной активности (вследствие пробуждения сексуальных ощущений в результате полового созревания) с 15 до 18 лет. Но некоторые представители полов выходят за эти рамки и встречаются с реальными проблемами ССЧ. Так, если ребёнок перед половым созреванием и во время него рос в относительной изоляции от сверстников противоположного пола (запреты, болезненность, чрезмерная
тревожность матери, неблагоприятная социальная среда и др.), то в дальнейшем он будет испытывать трудности в сексуальном сближении и сексуальной жизни в период взрослости. Подобные опыты были проведены Г. Харлоу (1978) с обезьянами макаками-резусами.
Их выращивали без матери или с искусственной матерью, в полной изоляции или без сверстников. В дальнейшем они были неспособны к спариванию с самками навсегда.
Этот опыт убедительно доказывает необходимость некоторой первичной половой социализации человека, привыкания к сексуальному общению, приобретению нужного опыта без страха вербально-телесного общения с противоположным полом.
Важным этапом сексуального становления человека является опыт мастурбации.
16 - 27% и 29%, 17 - 15% и 21%, 18 - 7% и 9%, 19 - 2% и 3%, 20 - 2% и 2%, 21 - 2% и 1%.
Таким образом, прослеживается пик сексуальной активности (вследствие пробуждения сексуальных ощущений в результате полового созревания) с 15 до 18 лет. Но некоторые представители полов выходят за эти рамки и встречаются с реальными проблемами ССЧ. Так, если ребёнок перед половым созреванием и во время него рос в относительной изоляции от сверстников противоположного пола (запреты, болезненность, чрезмерная
тревожность матери, неблагоприятная социальная среда и др.), то в дальнейшем он будет испытывать трудности в сексуальном сближении и сексуальной жизни в период взрослости. Подобные опыты были проведены Г. Харлоу (1978) с обезьянами макаками-резусами.
Их выращивали без матери или с искусственной матерью, в полной изоляции или без сверстников. В дальнейшем они были неспособны к спариванию с самками навсегда.
Этот опыт убедительно доказывает необходимость некоторой первичной половой социализации человека, привыкания к сексуальному общению, приобретению нужного опыта без страха вербально-телесного общения с противоположным полом.
Важным этапом сексуального становления человека является опыт мастурбации.
(c) Александр Степанов (efamily.ru).
Комментариев нет:
Отправить комментарий